Ответ на этот вопрос может дать каждый, кто узнал о шахматах чуть больше, чем правила этой игры и уже провёл какое-то время за доской. Но всё же перечислим некоторые главные пункты. Сейчас это напоминание покажет одни из опорных точек курса, а в дальнейшем поможет увидеть «лес» за этими «деревьями».

○ Закон баланса и симметрия. Это видно в строении доски, расстановке фигур, а весь характер игры можно сравнить с раскачиванием чаш весов. В жизни же закон баланса один из базовых и основополагающих. Он проявляется на самых разных уровнях, а поэтому симметрия встречается повсюду.
○ Знания играют одну из первостепенных ролей. В шахматах не бросают кубик, не тасуют карты, везением здесь может стать лишь ошибка вашего противника. В жизни знания являются главной ценностью, которую может накопить человек.
○ Совершенствование. В шахматах это базовый принцип. Успех каждого игрока напрямую зависит как от наращивания своих знаний и мастерства, так и от развития личностных качеств. В сумме это позволяет нам лучше познавать игру, развивать это искусство и поднимать на всё новые и новые уровни. А жизнь, как известно, в своей основе имеет закон эволюции.
○ Постоянное обучение. Два предыдущих пункта диктуют это требование. В карточных играх, например, такого нет. В жизни же, как мы знаем, слова «Век живи — век учись» не просто пословица, а тоже требование, диктуемое законом эволюции и другими законами природы.
○ Метаморфоза. Чем является в игре превращение пешки в фигуру пояснять не стоит. И преображается не только она, но и вся игра. В жизни полная аналогия, с той лишь разницей, что трансформируется всё, и делает этим жизнь огромной метаморфозой.
○ Время. Игра без его учёта станет совершенно другой, искусство понесёт потери и не сможет развиваться как прежде. В жизни же время — главная из четырёх координат нашего мира.
○ Главное сходство открывается, когда мы познаём жизнь, её природу и уже видим в словах Шекспира «Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры» правдивое отражение действительности. И определение древними жизни как игры, мистерии, пьесы, действа у нас никаких сомнений уже не вызывает.

После проведения таких простых параллелей открываются самоочевидные выводы. Одним из главных станет тот, что важно не только уметь хорошо играть на доске, но и в жизни. И у шахматиста обучение последнему, по идее, должно получаться быстрее и лучше. Если же учиться только одной игре в шахматы, то возникнет странное противоречие, даже некая неразумность. Наличие параллелей также покажут, что шахматист может взять многое из жизни, например, из других искусств, что поможет ему шире и глубже познать шахматы и повысить уровень своей игры.
Как эта «теория» может воплощаться в жизнь, будет показано ниже.